Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
7. ЕДИНОБОЖИЕ В ДОИСЛАМСКОМ ЙЕМЕНЕ
Монотеистический характер этой терминологии общепризнан, и свидетельств, говорящих о существовании именно отдельного йеменского монотеизма, достаточно. Те тексты, которые, без сомнения, являются иудейскими, содержат четкие формулы, определяющие их религиозную принадлежность: в них упомянут (народ) израиль [Байт ал-Ашвал 1, см. 168; 167, № 7]; надписи кайлей йусуфа Асара называют бога «господь иудеев» (гЬ/п (\у) <1). Напротив, христианские надписи Сумайфы Ашвы и Абрахи упоминают Христа и Мессию. Формуляр южноаравийских надписей всегда очень четок, и всякие изменения в нем значимы, поэтому неопределенность религиозных формул должна означать подчеркнутое отличие религий неопределенных монотеистических надписей от иудаизма и христианства. Они же показывают, что обе религии были знакомы йеменцам. Нет сомнения, что их собственные представления складывались под влиянием этих религий, но поначалу прямо с ними не связывались, в частности и потому, что имели и свои йеменские корни. В надписях II—IV вв. ясно видны следы постепенного развития монотеистических представлений, сначала в рамках традиционной религии. Число богов постепенно сокращалось. Появлению монотеистических надписей предшествует период особого возвышения Алмакаха, который становится единственным богом, упоминаемым в конечных заклинаниях, богом — господином посвятителя [498, с. 415].
Два термина в значении «господин» отражают разные пе: риоды становления новых религиозных представлений: тг—это «свой» господин, а ЬЧ — «владыка» вообще. Поэтому тг/зтуп— понятие более простое и конкретное, чем Ъ 1/зтуп. Первое означает «небесный господин», «господин, который на небе», второе — «господин неба», «владыка неба» [498, с. 434—435]. Термин зтуп не был для йеменцев абсолютно новым, он встречается в более ранних надписях как обозначение языческого бога [ал-Хумайра 2, см. 488, с. 422]. В значении «небеса» он фигурирует и в надписи из Хаза [133, № 26, стк. 33].
История религий хорошо знает примеры постепенного развития систем многобожия в сторону единобожия. На аравийской почве это проявилось в постепенном возвышении над другими богами Баал Шамена в Пальмире, Душары в Набатее, «анонимного», т. е. неопределенного, не связанного с конкретными силами природы, бога пальмирцев (см. [355, с. 33; 354, с. 97—99]. В VI—VII вв. во Внутренней Аравии общими становятся божества Аллат, Узза и Аллах.
Развитию монотеистических представлений способствовали широкое распространение в раннесредневековой Аравии монотеистических религий, миссионерская деятельность христиан и иудеев.
Во Внутренней Аравии в сходных внешних условиях, но из другого стадиально общества выросло типологически близкое йеменскому монотеизму явление — аравийское ханифство, неопределенный монотеизм отдельных благочестивых людей, возникший под влиянием иудаизма и христианства, но с ними себя не идентифицировавший. И ханифы, и йеменские единобожники широко употребляют имя единого бога — Рахман (Милостивый) . В истоках своих он имеет иудейское арамейское происхождение, но в V—VI