Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
2. ПЕРВОЕ ИСМАИЛИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
В йеменской историографии, средневековой и современной, и в большей части востоковедной литературы о Йемене принято называть раннее исмаилитское движение в этой стране карматским, говорить о карматах в Южной Аравии. Однако движение, развернувшееся там в копре IX — начале X в., вернее называть просто исмаилитским, поскольку с карматами Бахрейна и Ирака его связывает лишь одна фраза, сказанная якобы Али б. ал-Фадлом, заявившим, что, отвергая права Маймуна б. ал-Каддаха и его сына на имамат, он следует примеру Абу Саида ал-Джаннаби [115, с. 211; 458, с. 45—46]. С карматами Али б. ал-Фадла, возможно, связывают и некоторые общие представления об имамате, впрочем не обязательно чисто карматские, а присущие и ранним Фатимидам (см. (458, с. 45; 457], а также с. 114).
Основные сведения о воззрениях членов исмаилитской общины, которую возглавил Али б. ал-Фадл, и о порядках, царивших в ней, восходят к профатимидской традиции, связанной с окружением Мансура ал-Йаман (см., например, цитаты из «Сират Мансур ал-Иаман» в антиисмаилитском сочинении ал-Хамади [115]). Эта враждебная Ибн ал-Фадлу традиция прошла обработку и в йуфиридских кругах, враждебных ис-маилизму вообще, и в таком виде вошла во все йеменские сочинения, представляющие собой, почти без исключения, разные варианты одной версии истории йеменского начального ис-маилизма. За счет враждебности источника следует отнести значительную часть обвинений в безбожии, разврате и кровопролитиях, которые историки обрушивают на Али б. ал-Фадла.
Сохранились, однако, следы иной традиции, содержащиеся в «Истории Васаба» ал-Хубайши (XIV в.) [129]. В этом тексте нет термина «кармат», но есть зиндик; есть сообщение, что Али объявил себя не пророком, а махди или амиром махди, что более соответствует реальной обстановке, чем фатимидские обвинения в «лжепророчестве» [129, с. 23—25].
Рост проалидских симпатий в Йемене с середины VII в., раздувавшихся разного рода шиитскими агитаторами, нашел свое высшее выражение в успехе двух исмаилитских даи, деятельность которых была проявлением широкой тайной активности исмаилитов, которые, используя духовное и социальное брожение, охватившее Халифат в середине и конце IX в., готовили почву для провозглашения открытой власти своего «скрытого» имама.
Инициатива выбора Йемена как места для открытого выступления приписывается суннитскими сочинениями г Абд Аллаху б. Маймуну ал-Каддаху; однако, учитывая, что как глава фати-мидского движения он вообще ставится под сомнение [196, с. 131—135], «йеменский вариант» следует скорее всего связывать с главным даи Файрузом, активно за него боровшимся [196, с. 193, 224—225; 76, с. 150; 75, с. 158].
Главой исмаилитской пропаганды на юге Аравии был назначен иракец Абу-л-Касим Ибн Хаушаб. Ему был подчинен молодой йеменец Али б. ал-Фадл, происходивший из южнойеменского района Абйан и возводивший свое происхождение к местной йеменской знати, роду Джадан [115, с. 201].