Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.
5. СУДЬБА КАЙЛЕЙ
Изначально Кайли— член главного рода в об-щине-шабе. Со II—III вв. н. э. кайлями все чаще называют царских чиновников, управляющих шабами, т. е. «служилую» знать. Кайли упоминаются в надписях IV—V вв. сразу после царей, командуют войсками общин, своими дружинами, войсками царя (Ку 507, Ку 508, За 1028). Иногда кайл мог иметь военно-административный титул мактав [494, ч. 5, с. 217]. Мусульманское предание сохранило память о кайлях в первую очередь как о военачальниках. В арабо-мусульманском предании термин кайл иногда объясняется как каид («военный командир») [135, сер. 1, с. 580]. В предании об Асгаде ал-Ками-ле родоначальники знаменитых кайльских родов выступают как полководцы этого царя [320, с. 39, 96—97].
Надписи кайлей шаба Радман (III в. н. э.) из ал-Мисаля рассказывают, как одни и те же люди по назначению царя становились кайлями в разных местностях и в разных шабах. Так, например, Хазайан Авкан, автор надписи Мисал 5, был кайлем в Муханафе, затем в Макра, потом кайлем над Рад-маном и Хауланом при царе Иасире Иуханиме [243, с. 15; 489, с. 323—327; 282, с. 169—170]. Происхождение кайльских родов от «служилой» знати химйаритских царей отразило и предание мусульманского времени, согласно которому царь назначил основателя рода зу-л-Кала{ предводителем (каид) над объединением ряда химйаритских общин (в тексте—кабаил), затем его потомки стали, наследными правителями района Кала [120, с. 248—249].
Кайл был главой и правителем ша ба, обычная форма упоминания кайлей — вместе с их шагбами. Кайли командовали ополчениями шабов, организовывали работы по ремонту оросительных сооружений, строительству крепостей. Арабские словари объясняют слово кайл как происходящее от корня к в л — «говорить» («он говорит, что пожелает, и это исполняется») [54а, т. 13, с. 94]. Кроме членов шаба в подчинении у кайля было еще несколько категорий воинов [РЕ5 3904; 284, с. 105]: дружинники и челядь (пзг, зуд, тпцЫ), «братья» (Ъ), «клиенты-соседи» (§т) (РЕ5 3904, Ку 507). Мусульманское предание говорит о тысячах людей, подчиненных кайлю Зу-л-Кала: 12 тыс. семей-байтов [63, т. 2, с. 183], 4 тыс. «членов семей» (ахл ал-байт) [48, т. 2, с. 144], о принадлежавших ему рабах- абид, рабах-ракик, гулямах. Две приведенные цифры, конечно, мало что значат сами по себе, но они отражают общее представление о примерном количестве людей, которые могли подчиняться кайлю (так, например, у ат-Табари сказано, что у каждого кайля —10 тыс. зависимых [135, сер. 1, с. 580]; судя по цифре, имеются в виду и воины, и зависимые крестьяне). Появление в VI в. термина «общины кайлей» как отличных от шабов вообще, возможно, указывает на прямую и непосредственную зависимость от кайлей части подчиненных им ша бов [284, с. 108].
Есть не очень четкие данные об особых владениях хамданит-ских кайлей; земли, дома для собрания общины, замок-байт [488, с. 82; С1Н 342], резиденция кайля (тцъг1) [143, с. 110]. Есть предание о том, что Зу-л-Кала построил крепость (масна) Вухаза в районе Ибба [120, с. 248]. Согласно преданию об исламизации Йемена, кайлям и кайльским родам принадлежали земли, деревья, скот, оросительные сооружения, рабы.