Книга:
Глава II Западная Полинезия и положение островов Тувалу
Полинезия — единая историко-этнографическая область, однако в рамках ее все же имеются региональные различия. В прошлом это обстоятельство не всегда учитывалось. «В исследованиях и общих трудах, — пишет Те Ранги Хироа,— ошибочно полагали, что полинезийская культура в целом достаточно однородна и информация, собранная на одном острове, приложима в равной мере ко всем другим» [106, с. 15]. Подобные представления о Полинезии вели нередко к ошибочным выводам. Так, В. Риверс, обнаружив на Самоа и Тонга обычай вазу (привилегированное положение сына сестры) и обычай избегания между братом и сестрой, приписал их всей Полинезии. Более того, он создал на этой основе концепцию, согласно которой предки полинезийцев, лройдя через Меланезию, переняли эти обычаи у меланезийцев. В действительности же, как указывает Те Ранги Хироа, эти обычаи, характерные только для Самоа и Тонга, проникли сюда довольно поздно с Фиджи [106, с. 15].
После появления работ американского этнографа Э. Бэрроуза редко кто совершает подобные ошибки. Э. Бэрроуз выделил в Полинезии три культурных ареала: Западную Полинезию, Центральную Полинезию и Окраинную Полинезию. Границы первых двух ареалов, отмечал он, на карте провести трудно, но центры их выявляются вполне отчетливо: Самоа и Тонга — в Западной Полинезии, Таити — в Центральной. В Окраинную Полинезию входят Новая Зеландия, Гавайи, остров Пасли (три угла полинезийского треугольника), а также острова Мангарева и Маркизские.
По ряду черт Э'. Бэрроуз отделил Западную Полинезию от Центральной и Окраинной (табл. 1).
Факт особого положения островов Западной Полинезии среди других полинезийских островов, отмеченный Бэрроузом, ныне признан всеми исследователями. Однако необходимо учитывать наличие известного схематизма в его выводах. Так, он справедливо указывал, что четырехгранный топор — единственный тип каменного топора в Западной Полинезии (Самоа, Тонга, Фу-туна). Но в Центральной и Окраинной Полинезии он тоже был распространен наряду с плечиковый [17, с. 582—583]. Поэтому правильнее было бы считать отличительной чертой плечиковый топор, который имеется в Центральной и Окраинной Полинезии, но отсутствует в Западной. То же относится и к способу связывания досок при изготовлении лодки: боковое связывание характерно для Западной Полинезии, а прямое распространено во всей Полинезии [17, с. 590].
Далее, надо учитывать тот факт, что на атоллах и рифовых островах не делают тапу и каменные топоры, не приготовляют каву, потому что там нет материалов, необходимых для этого. Э. Бэрроуз составил таблицу распространения западных и центр алыю-окраинных черт на отдельных архипелагах (табл. 2).
В 1959 г. Э. Вайда полностью воспроизвел в своей работе таблицу, составленную Э. Бэрроузом в 1938 г., хотя и отметил, что его собственные исследования в северной группе островов Кука могут внести в нее некоторые уточнения [109, с. 823].
Бэрроуза можно сделать ряд уточнении в его названий ночей месяца (по звездам Центрально он выделял в качестве общей черты встречается на островах Тувалу, он вместе считал
учет фактов истории. Исследователь древнейшим простой рыболовный крючок отсутствует в Западной там, где в первую очередь его нельзя считать.
В качестве разграничительных приз роуза фигурирует терминология региональный, но и стадиальный. Общая для ция к слиянию боковых линий с прямыми на разных островах реализована в разной степени, при этом даже в одном культурном ареале степень реализации неодинакова. Поэтому Э. Бэрроуз вынужден выделять здесь не три, а только два ареала — Западный я Центральный, рассматривая Окраинную Полинезию как одно из промежуточных подразделений [43, с. 58—59].
Далее, факты истории говорят о том, что архипелаг Тувалу заселен выходцами с Самоа и Тонга, а остров Увеа — с Тонга. Таким образом, генетическая связь культур тувальцев и увеанцев, притом не очень давняя, с культурами народов Западной Полинезии — самоанцев и тонганцев — налицо. Между тем соотношение западных и центрально-окраинных элементов культуры на Увеа 38:2, а на Тувалу 12:14.