Книга:
ПРИЛОЖЕНИЕ Краткая история островов Тувалу, записанная Р. Робертсом
Ваитупу
На Ваитупу, как и на Фунафутй, мореход Телематуа фигурирует как первоначальный поселенец. Кеннеди в своих «Полевых заметках о культуре Ваитупу» пишет, что Телематуа, «совершая плавание от Самоа, увидел, что Ваитупу необитаем, и поселился там. Фоуматуа был его сын. Силанга — его внук. Силанга совершил плавание на Тонга, взял в жены тонганку, Каласипу, и вернулся с нею на Ваитупу». Прибытие Телематуа на Ваитупу произошло примерно 400—450 лет назад и в целом совпадает со временем приписываемого ему прибытия на Фунафутй. Легенда, в которой говорится, что первым на земле был создан Ваитупу, у современных жителей атолла не пользуется доверием. Кеннеди считает, что полинезийцы были склонны покидать места, где им плохо; в частности, молодые мужчины могли свободно уплыть прочь, желая пристыдить своих родителей и других старших, которые с ними плохо обращались. Кеннеди, утверждая, что Ваитупу был заселен случайно людьми, дрейфовавшими в лодках, вместе с тем полагает, что полинезийцы могли иногда намеренно покидать свои острова, расположенные восточнее Ату Тувалу. Если принять разницу между поколениями в 25 лет (отрезок времени, который у полинезийцев, возможно, даже несколько меньше), то мореход Телематуа создал свою колонию в XVI в.
1 История атолла Ваитупу представляет собой рассказ самого Р. Робертса со ссылками на источники. Постраничные примечания сделаны автором настоящей монографии.
Хотя ныне живущие старики говорят, что родиной Телематуа, а следовательно, их прародиной является архипелаг Самоа, Кеннеди считает, что многие слова древних песен свидетельствуют о лингвистическом род—стве с Тонга, а не с Самоа. На ранние связи с Тонга указывает и то, что Силанга, внук Телематуа, плавал туда еще до того, как взял там жену, а поскольку предки жителей других островов группы Тувалу тоже пришли с Тонга, то возможно, что традиция рассматривать Самоа как прародину сложилась под влиянием тичеров, •пришедших с Самоа примерно 70 лет назад 2, когда было введено христианство, а также вследствие того, что Библия и все церковные книги напечатаны на самоанском языке.
История Фунафутй содержит упоминание о культе предка по имени Фоилапе. Дух Фоилапе внушал страх также и на дохристианском Ваитупу. Было здесь и другое божество, по имени Те Молоти, хотя на Фунафутй оно было известно как Молоке. Похоже, что раннее заселение этих двух островов происходило одновременно и что их общины развивались сходным образом.
Фунафутй
История жителей Фунафутй передавалась со времени прибытия самоанского морехода Телематуа от отца к сыну в течение пятнадцати поколений. Хотя различные детали были забыты, многое еще сохраняется в памяти живущих ныне стариков.
С Самоа прибыл Телематуа, а с ним — две его жены, Фути и Тупу. На атолле, где он впервые высадился, осталась Фути. Остров носит теперь ее имя (фуна —это префикс, обозначающий женский род). На другом атолле, где были более плодородные земли и свежая вода, он поселил свою вторую жену, Тупу. Телематуа жил •поочередно то на одном, то на другом атолле. Часто жители Фунафутй спрашивали, почему Телематуа все время уплывает прочь и куда он направляется. И Фути -отвечала на это скороговоркой, что он уплывал, чтобы видеть Тупу — вааи а Тупу. Со временем эта фраза «превратилась в одно слово — «ваитупу», от него произошло название атолла. С Ваитупу Телематуа доставил саженцы кокосовых орехов и посадил их на рифах Фу-нафути, подчинил себе его обитателей, захватил все земли и, таким образом, стал первым алики туту.
После смерти Телематуа его сын, Каитосунга, наследовал титул алики туту. В годы его правления несколько лодок прибыло с Самоа, Увеа, Футуна и с других островов, расположенных на востоке. Деревья, посаженные Телематуа, теперь снабжали людей пищей, а так как вновь прибывшие зависели от алики туту, он сохранил свою власть над ними. Более поздние иммигранты привезли с собой корни пулаки, и Каитосунга разрешил посадить эти корнеплоды на болотах в глубине острова. Новые поселенцы хорошо умели выращивать пулаку, их огороды давали много пищи.
Однако с ростом населения стала ощущаться нехватка пищи. Некоторые из людей, зависимых от Каи-тосунги, переселились на острова, расположенные севернее. Каитосунга умер, его титул наследовал его сын, Таилоа I. В годы его правления первый сын старшей сестры алики туту стал известен как тао или оратор алики туту. Так на этом полинезийском атолле появился самоанский обычай «говорящих вождей». Через оратора