Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена».
Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ
На роль третейских судей со времени позднего средневековья с успехом претендует и пришлая мусульманская знать — потомки Мухаммада (сада). Разные элементы раннесредневе-кового йеменского общества сливаются воедино в характерных признаках и явлениях, ставших на много веков типичными именно для Йемена.
И все-таки оседлый Йемен побеждает. Он поглотил кочевников, сделал их земледельцами, солдатами, торговцами, феодалами, чиновниками. Во всех слоях средневекового йеменского общества мы видим выходцев из некогда кочевых коллективов. Происхождением из различных кочевых племен гордились многие роды в средневековых городах Йемена. На месте оседавших бедуинов, однако, снова появлялись кочевники из внутренних пустынь, своим присутствием сохраняя принцип взаимодействия кочевников и оседлых, создавая базу, «тыл», для сохранения бедуинской «этики» у оседлых кабаил.
Слияние разных культурно-хозяйственных и этнических элементов отразилось на эволюции этнического и политического самосознания йеменцев в средние века. Химйаритская эпоха ознаменовалась формированием начального представления о единстве страны и ее народа — химйар [258, с. 26—27]. В мусульманское время культурная преемственность во многом была прервана. Отток населения из Йемена, передвижения кочевников, смена состава правящего слоя, распространение ислама ж арабского языка, вхождение в систему связей единого мусульманского мира — все это привело к тому, что мусульманский Йемен был слабо связан с прошлым страны.
Однако в VIII—IX вв. из центральных областей Халифата в Южную Аравию приходит сложившееся в ходе политических сражений VIII в. представление о противостоянии двух групп арабов — кахтанидов и аднанидов. Оно наложилось на реальное соперничество различных групп внутри правящего слоя, на возрождение местной йеменской знати и ее борьбу за власть, на местное проявление общего процесса распада Халифата. Появляется тенденция «химйаритского патриотизма», апеллирующего к древнему славному прошлому Йемена как к аргументу в борьбе с потомками персов-абна, с другими чужаками, теснившими коренных йеменцев. В раннесредневековой истории Йемена есть немало ярких эпизодов как борьбы халифских наместников с этим «патриотизмом», так и его торжества в политике местных правителей.
65 |
Одним из тех, кто начал борьбу с йеменскими нейеменцами, был мазхиджитский вождь, один из лидеров ридды, Кай
б. Макшух, который призывал йеменскую знать выступить вместе с ним против засилья чужеземцев-абна и даже начал изгнание абна из Йемена. В мусульманское время борьба против абна была одним из двигателей «химйаритского патриотизма». Потворствуя ему, один из наместников Аббасидов, Йазид б. Джарир ал-Касари (195/810-11), мазхиджит из Ирака, объявил запрет для абна жениться на коренных йеменках и даже пытался расторгать уже заключенные браки {74, с. 147; 288, с. 98].