Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ

На роль третейских судей со времени позднего средневе­ковья с успехом претендует и пришлая мусульманская знать — потомки Мухаммада (сада). Разные элементы раннесредневе-кового йеменского общества сливаются воедино в характерных признаках и явлениях, ставших на много веков типичными именно для Йемена.

И все-таки оседлый Йемен побеждает. Он поглотил кочев­ников, сделал их земледельцами, солдатами, торговцами, фео­далами, чиновниками. Во всех слоях средневекового йеменско­го общества мы видим выходцев из некогда кочевых коллекти­вов. Происхождением из различных кочевых племен гордились многие роды в средневековых городах Йемена. На месте осе­давших бедуинов, однако, снова появлялись кочевники из внут­ренних пустынь, своим присутствием сохраняя принцип взаимо­действия кочевников и оседлых, создавая базу, «тыл», для со­хранения бедуинской «этики» у оседлых кабаил.

Слияние разных культурно-хозяйственных и этнических эле­ментов отразилось на эволюции этнического и политического самосознания йеменцев в средние века. Химйаритская эпоха ознаменовалась формированием начального представления о единстве страны и ее народа — химйар [258, с. 26—27]. В му­сульманское время культурная преемственность во многом бы­ла прервана. Отток населения из Йемена, передвижения кочев­ников, смена состава правящего слоя, распространение ислама ж арабского языка, вхождение в систему связей единого му­сульманского мира — все это привело к тому, что мусульман­ский Йемен был слабо связан с прошлым страны.

Однако в VIIIIX вв. из центральных областей Халифата в Южную Аравию приходит сложившееся в ходе политических сражений VIII  в.  представление о противостоянии двух групп арабов — кахтанидов и аднанидов. Оно наложилось на реальное соперничество различных групп внутри правящего слоя, на воз­рождение местной йеменской знати и ее борьбу за власть, на местное проявление общего процесса распада Халифата. Появ­ляется тенденция «химйаритского патриотизма», апеллирующе­го к древнему славному прошлому Йемена как к аргументу в борьбе с потомками персов-абна, с другими чужаками, теснив­шими коренных  йеменцев.  В  раннесредневековой  истории  Йе­мена  есть  немало  ярких эпизодов  как борьбы халифских  на­местников с этим «патриотизмом», так и его торжества в поли­тике местных правителей.

65

Одним  из тех, кто начал  борьбу с йеменскими нейеменца­ми, был мазхиджитский вождь, один из лидеров ридды, Кай


б. Макшух, который призывал йеменскую знать выступить вме­сте с ним против засилья чужеземцев-абна и даже начал из­гнание абна из Йемена. В мусульманское время борьба против абна была одним из двигателей «химйаритского патриотизма». Потворствуя ему, один из наместников Аббасидов, Йазид б. Джарир ал-Касари (195/810-11), мазхиджит из Ирака, объ­явил запрет для абна жениться на коренных йеменках и даже пытался расторгать уже заключенные браки {74, с. 147; 288, с. 98].

123456789101112[13]141516
Оглавление