Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ

Кочевники занимают в объединении подчиненное положение. Они принимают традиционное местное название хамдан, входят в группу, называемую термином шаб. В той же надписи названы и сохранившие свою самостоятельность от­ряды племен кинда, мурад, мазхидж. Для них употреблено другое собирательное название. Разницу в употреблении этих двух названий (гЬп и "гЬ) в контексте надписей устано­вить пока не удается, но некоторый свет может пролить совре­менная этнографическая параллель. В Сирийской пустыне тер­мином арбан называют группы бедуинов, не принадлежащих к одному племени, не составляющих единой племенной г.руппы [213а, с. 44].

В истории хамданитов мы опять встречаем процесс «химйа-ризации», в варианте «хамданизации».

В предании о хамданитском посольстве к Мухаммаду есть текст якобы дарованной их вождю грамоты. Он содержит разъ­яснения того, какие категории людей входят в состав хамдан. -Категории эти, конечно, едва ли могли быть известны Мухам­маду, но они были хорошо известны той хамданитской знати, среди которой и родился текст грамоты, подтверждающей пра­ва этой знати на власть. В грамоте сказано, что Малик б. Кайс назначается править над народом своим хамдан, над ухмур, араб, халаит и мавали [194, т. 1, ч. 2, с. 73]. Ухмур — химйа-риты (мн. ч. от гптгуг; ср. [542, с. 100, 210]: гЬЬп, зЬп). В ком­ментарии Ибн Хишама, включенном в текст Ибн Сагда, эти ухмур перечислены. Сначала идет термин кудам, означающий вождей, предводителей (ср. [284, с. 102; 118, с. 237]), а затем известные роды азва (т. е. кайлей): зу Мурран, зу Ла ва. Бо­лее распространенный вариант списка дает: ухмур — это хариф, ас-саидийун, ал зу Барик, ас-сабиг, ал зу Джадан, ал зу Рид-ван, ал зу Лава, ал зу Мурран [135, сер. 3, с. 2487]. Ухмур означает тут коренных жителей; в том же смысле говорится также об ухмур ал-Маафир, ухмур Алхан, ухмур Йашбум [342, с. 70—71], позднее оно стало означать сельских жителей, не входивших в состав племен-кабаил [408, с. 14—15, 22]. Оно соответствует термину п§гп в надписи Ла 1028.

Следующая категория обозначена в тексте Ибн Сада и у Ю. Вельхаузена [535, т. 4, с. 179] как гураба («чужаки»), М. ал-Гул справедливо исправляет это на араб (арабы-бедуины) [408, с. 14—15], что подтверждается также параллелью у ат-Табари в том же месте: араб хамдан (бедуины хамдан). В них включаются: архаб, нихм, шакир, вади а, йам, мурхиба, даллан, хариф, узар, хаджур. В другом списке у ат-Табари: узар, йам, нихм, шакир, архаб. Это названия многих действительных кочевых  и  полукочевых  племен,  хорошо  известных  из  йеменской истории.

Следующая категория называется халаит («смесь»). Этот термин потом часто встречается в X в. у ал-Хамдани, у кото­рого означает группы населения смешанного происхождения из распавшихся и переселившихся родов, племен и т. д. Проис­хождение многих из них было запутанно, забыто и во всяком случае несущественно.

Термин мавали-клиеты достаточно многозначен, обычно при его употреблении имеются в виду разные категории зави­симости в форме покровительства. Поскольку речь идет о вла­сти крупных вождей, видимо, в мавали следует видеть прямо и непосредственно зависимых от них людей (может быть, жи­телей их поместий и т. д.).

Сам Малик б. Кайс происходил из архаб, причисляемых к бедуинам (гараб), что, впрочем, в VII

123456[7]8910111213141516
Оглавление