Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ

Возможно, что «химйаритом» называли только коренного йеменца, члена шаба, а «сабеец» означало больше террито­рию (Джауф, Мариб), а не родословие. Во всяком случае, в ранний  мусульманский  период  мы  встречаем  нисбы  сабаи  и мариби в применении к людям, в Марибе жившим, но имев­шим родовые связи в других местах (см., например, [48, т. 1, с. 46; 63, т. 1, с. 14]). Нисбы сабаи, мариби, катабани и даже аусани встречаются и в мусульманское время, но характер их употребления установить трудно.

Тамим Йазид, аравиец, который вполне «химйаризировал-ся»,— не единственный пример изменений подобного рода. Ря­дом с его надписями находятся и надписи других мактавов-иудеев с вполне арабскими именами [Ку 515; 200, с. 54]. Некий бедуин, тоже носивший титул мактава, упомянут в над­писи из ал-Уклы За 950: ЧуЪг/Ъп/;тгт/гЪуп/ггщ1\ууп [27, № 950; 202, № 950]. Некий «араб» назван в одиночной над­писи на скале в районе Наджрана ^а 1011а).

«Химйаризация» Тамима Йазида — пример хорошо извест­ного процесса ассимиляции варваров более развитой оседлой цивилизацией. Аналогий ему в истории много; самые близкие — сириец Филипп Араб, ставший римским императором, пальмир-ский царь Оденат, гордившийся титулом «Август», сирийские Гассаниды, носившие византийские титулы, иракские арабы Лахмиды, входившие в политическую иерархию Сасанидской империи, и т. д.

В северных районах Йемена кочевники попадали на терри­тории сильных оседлых шагбов и оказывались у них в подчи­нении или входили в состав этих ша бов. Такое объединение оседлых и кочевников возникло под эгидой рода хамданитов и составило шаб зу хамдан, превратившийся потом в хамдан — одно из главных племен-кабаил мусульманского Йемена. В ран-неисламское время в хамдан и хаулан уже входят кочевники или недавние кочевники, принявшие старые химйаритские на­звания.

Хамдан — название одного из ша бов северных районов Йе­мена. Во IIIII вв. его знать сумела подчинить себе более древние ша1 бы, такие, как хашид, бакил и др., на некоторый период представители хамданитской знати становятся даже ца­рями Сабы. Хамданиты постепенно объединяют под своей властью значительную часть северных территорий, население которых стало называться по преимуществу хамдан, как бы составляя большой единый шаб. В надписи За 1028 (середи­на VI в.) этот шаб назван зу хамдан (сШтдп), т. е. «хамда-нитский шаб», но еще не «шаб хамдан». Это переходная сту­пень к обозначению именем рода Хамдан большого объедине­ния (ср. [483, с. 84]). В начальный период мусульманской эпо­хи все это объединение называется уже просто хамдан [194, т. 2, ч. 1, с. 73 — каум]. Предания об исламизации перечисляют большое число владений и категорий владений, находившихся в руках хамданитских лидеров (подробно об истории хамдан в области Хамдан см. [488]).

Хамданитские территории издавна были местом, где кочев­ники вступали в контакты с оседлыми. Многие кочевые племе


на селились на территориях традиционно хамданитских. В над­писи Ла 1028 разъяснение содержания понятия «ша б зу хам-дан» выглядит так: йЬтс1п/Ь§гп/-дагЬп, т. е. «шаб зу хамдан, горожане (оседлые) и бедуины». В этой формулировке отра­зился тот факт, что бедуины вошли в состав большого йемен­ского ша ба.

12345[6]78910111213141516
Оглавление