Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена».
Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ
Возможно, что «химйаритом» называли только коренного йеменца, члена шаба, а «сабеец» означало больше территорию (Джауф, Мариб), а не родословие. Во всяком случае, в ранний мусульманский период мы встречаем нисбы сабаи и мариби в применении к людям, в Марибе жившим, но имевшим родовые связи в других местах (см., например, [48, т. 1, с. 46; 63, т. 1, с. 14]). Нисбы сабаи, мариби, катабани и даже аусани встречаются и в мусульманское время, но характер их употребления установить трудно.
Тамим Йазид, аравиец, который вполне «химйаризировал-ся»,— не единственный пример изменений подобного рода. Рядом с его надписями находятся и надписи других мактавов-иудеев с вполне арабскими именами [Ку 515; 200, с. 54]. Некий бедуин, тоже носивший титул мактава, упомянут в надписи из ал-Уклы За 950: ЧуЪг/Ъп/;тгт/гЪуп/ггщ1\ууп [27, № 950; 202, № 950]. Некий «араб» назван в одиночной надписи на скале в районе Наджрана ^а 1011а).
«Химйаризация» Тамима Йазида — пример хорошо известного процесса ассимиляции варваров более развитой оседлой цивилизацией. Аналогий ему в истории много; самые близкие — сириец Филипп Араб, ставший римским императором, пальмир-ский царь Оденат, гордившийся титулом «Август», сирийские Гассаниды, носившие византийские титулы, иракские арабы Лахмиды, входившие в политическую иерархию Сасанидской империи, и т. д.
В северных районах Йемена кочевники попадали на территории сильных оседлых шагбов и оказывались у них в подчинении или входили в состав этих ша бов. Такое объединение оседлых и кочевников возникло под эгидой рода хамданитов и составило шаб зу хамдан, превратившийся потом в хамдан — одно из главных племен-кабаил мусульманского Йемена. В ран-неисламское время в хамдан и хаулан уже входят кочевники или недавние кочевники, принявшие старые химйаритские названия.
Хамдан — название одного из ша бов северных районов Йемена. Во II—III вв. его знать сумела подчинить себе более древние ша1 бы, такие, как хашид, бакил и др., на некоторый период представители хамданитской знати становятся даже царями Сабы. Хамданиты постепенно объединяют под своей властью значительную часть северных территорий, население которых стало называться по преимуществу хамдан, как бы составляя большой единый шаб. В надписи За 1028 (середина VI в.) этот шаб назван зу хамдан (сШтдп), т. е. «хамда-нитский шаб», но еще не «шаб хамдан». Это переходная ступень к обозначению именем рода Хамдан большого объединения (ср. [483, с. 84]). В начальный период мусульманской эпохи все это объединение называется уже просто хамдан [194, т. 2, ч. 1, с. 73 — каум]. Предания об исламизации перечисляют большое число владений и категорий владений, находившихся в руках хамданитских лидеров (подробно об истории хамдан в области Хамдан см. [488]).
Хамданитские территории издавна были местом, где кочевники вступали в контакты с оседлыми. Многие кочевые племе
на селились на территориях традиционно хамданитских. В надписи Ла 1028 разъяснение содержания понятия «ша б зу хам-дан» выглядит так: йЬтс1п/Ь§гп/-дагЬп, т. е. «шаб зу хамдан, горожане (оседлые) и бедуины». В этой формулировке отразился тот факт, что бедуины вошли в состав большого йеменского ша ба.