Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена».
Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ
в. уже вовсе не обязательно должно было означать кочевников, однако это деление означало память о различии между коренными группами и бывшими кочевниками. Возвышение архабитов в объединении хамдан приходится на переломную эпоху исламизации и означает преобладание тех еараб, которые в начале VI в. были в составе хамдан на втором месте.
В VII—VIII вв. хамданитов продолжают называть араб (но уже не «бедуины», а «арабы»). Например, Ибн ал-Калби пишет: «...хамданиты или кто другой из арабов (араб)» — и называет их племенем (кабила) [128, с. 10]. В рассказах о событиях X—XI вв. в более поздних источниках XIV в., но использующих материал X—XI вв., говорится о «хамдан и других арабах», но иногда и об «арабах хамдан», т. е. арабах из хамдан [11, с. 59, 43]. В IX—X вв. хамдан выступает как одно из племен-кабаил Йемена. Его вожди, опираясь на силу племенных ополчений, всегда готовых взяться за оружие, играют решающую роль во многих политических событиях, от них часто зависят судьбы государства Йуфиридов, зайдитского имамата. Следует, однако, заметить, что в мусульманское время кабила хамдан никуда не перемещается, оставаясь на своих традиционных территориях, в значительной мере потому, что соотношение кочевников и оседлых стабилизировалось в ней еще до ислама или в самый начальный период мусульманской эпохи.
Некоторой аналогией хамдан является и хаулан. Это тоже название древнего шаба и территории. В III—IV вв. в составе шаба появляются, видимо, кочевники, что можно заключить из упоминания в его составе зг, т. е. кочевых племен). После ислама хауланиты, среди которых группы кочевников, видимо, сохранялись особенно долго, много и далеко перемещаются. В IX в. они контролируют области и к северо-востоку от Саны, борются за обладание этим столичным городом. При Сулайхи-дах значительные хауланитские отряды просачиваются в горные районы Михлафа Джафар, активно участвуют в развернувшейся там борьбе за верховную власть и обладание замками, но позднее как отдельная группировка на столь далеком от пустынь и степей юге больше не появляются (см., например, [107, с. 72—73]).
Так происходило сближение кочевого и оседлого культур-но хозяйственных типов. Кочевое скотоводство сохранялось у бедуинов лишь при массовых переселениях в йеменские степи, а в случае переселения в глубь страны они его почти всегда утрачивали. В области быта и культуры тоже происходили унификация, сближение химйаритской и аравийской культур при явной химйаритской доминанте. Однако даже в химйаритский период влияния были взаимны. Появление бедуинов способствовало развитию скотоводства — расширению разведения верблюдов и мелкого рогатого скота; социальные структуры кочевых племен во многом сохранились, лишь на высших уровнях включаясь в химйаритскую структуру общества. Многочисленные арабизмы в йеменских надписях VI