Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ

в. показывают, что арабский язык стал распространяться в стране (см. [284, с. 124—126; 140, с. 60; 223, с. 242—250]; ср. [467, с. 183, 186]). Основная масса населения говорила еще на химйаритской язы­ке, но арабский, язык военачальников, воинов, пастухов, воинст­венных соседей, язык торговли и общения в Аравии, был в химйаритской Йемене хорошо известен. Эта сторона взаимоот­ношений создала предпосылки к тому изменению акцентов, ко­торое произошло с появлением ислама.

Бедуины ("гЬ) и их племена-кабаил были одной из глав­ных политических сил периода исламизации, сначала главной силой сопротивления, потом главной опорой пришлой мусуль­манской администрации. Выгод из исламизации они извлекли больше всех. На волне распространения ислама кочевые и по­лукочевые племена продвигаются далее в глубь страны.

Киндиты оседают в Хадрамауте, хотя многие из них отпра­вились на завоевания в Ирак и Сирию. «Древнее» киндитское царство И—III вв. н. э. включало в себя кочевые и полукоче­вые племена кахтан и мазхидж, а также оседлое население оазисов, в частности горожан своей столицы Карйат зат Кахл (ЪЧ/Ь^гп^гухт — Л а 635). Киндитский род Саур появляется к северу от Йемена в первых веках нашей эры, подчиняет мно­гие племена и территории, которые постепенно начинают на­зываться по имени правящей племенной группы киндитами (кинда) и киндитскими. Царство рода киндитов постепенно стало племенем или «народом» киндитов. В этом смысле писец надписи Ку 535 = Ла 576 был прав, называя кинда шабом. Вне-удачном походе Малика б. Бадда на Йемен участвовали, види­мо, прежде всего кочевники, уже носившие название киндитов, Малик называется «царем кинда». Тогда же, во IIIII вв., киндитские отряды, участвующие в военных действиях химйа-ритских армий, включаются в состав категории — бедуин­ских войск.

Тогда же прослеживаются и первые связи киндитов с Хад-рамаутом. В надписи Байхан 5 [220, с. .101—102] сообщается о разгроме отрядом химиаритского царя Шаммара йухариша отряда киндитов, шедшего на помощь хадрамаутцам. Возмож­но, что это свидетельство о движении киндитов к Хадрамауту после их разгрома у Мариба. Несколько позже киндиты уча­ствуют в большом сабейском походе в Хадрамаут. Надпись Ирйани 32, в которой содержится рассказ об этом походе, на­зывает ряд пунктов, ставших потом оплотами киндитов в Хад­рамауте, в частности Даммун около Тарима (см. также [494, ч. 5, с. 209—215]).

В V в. киндиты участвуют в походах химйаритов во Внут­реннюю Аравию и с их помощью восстанавливают там свое царство, вновь объединившее под своей эгидой и кочевников, и оседлое население оазисов, в частности земледельческой Йема-мы. Впрочем, политическая история «нового» киндитского цар­ства показывает, что кочевой элемент играл там преобладаю­щую роль как в общем составе населения, так и в составе пра­вящей группы.

После распада киндитского царства вожди киндитов про­должают играть значительную роль в Йемене. Их глава Йазид б. Кабша был наместником царя Абрахи, т. е. входил в состав йеменской государственной иерархии, и возглавил восстание местной йеменской знати.

12345678[9]10111213141516
Оглавление