Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена».
Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ
в. показывают, что арабский язык стал распространяться в стране (см. [284, с. 124—126; 140, с. 60; 223, с. 242—250]; ср. [467, с. 183, 186]). Основная масса населения говорила еще на химйаритской языке, но арабский, язык военачальников, воинов, пастухов, воинственных соседей, язык торговли и общения в Аравии, был в химйаритской Йемене хорошо известен. Эта сторона взаимоотношений создала предпосылки к тому изменению акцентов, которое произошло с появлением ислама.
Бедуины ("гЬ) и их племена-кабаил были одной из главных политических сил периода исламизации, сначала главной силой сопротивления, потом главной опорой пришлой мусульманской администрации. Выгод из исламизации они извлекли больше всех. На волне распространения ислама кочевые и полукочевые племена продвигаются далее в глубь страны.
Киндиты оседают в Хадрамауте, хотя многие из них отправились на завоевания в Ирак и Сирию. «Древнее» киндитское царство И—III вв. н. э. включало в себя кочевые и полукочевые племена кахтан и мазхидж, а также оседлое население оазисов, в частности горожан своей столицы Карйат зат Кахл (ЪЧ/Ь^гп^гухт — Л а 635). Киндитский род Саур появляется к северу от Йемена в первых веках нашей эры, подчиняет многие племена и территории, которые постепенно начинают называться по имени правящей племенной группы киндитами (кинда) и киндитскими. Царство рода киндитов постепенно стало племенем или «народом» киндитов. В этом смысле писец надписи Ку 535 = Ла 576 был прав, называя кинда шабом. Вне-удачном походе Малика б. Бадда на Йемен участвовали, видимо, прежде всего кочевники, уже носившие название киндитов, Малик называется «царем кинда». Тогда же, во II—III вв., киндитские отряды, участвующие в военных действиях химйа-ритских армий, включаются в состав категории — бедуинских войск.
Тогда же прослеживаются и первые связи киндитов с Хад-рамаутом. В надписи Байхан 5 [220, с. .101—102] сообщается о разгроме отрядом химиаритского царя Шаммара йухариша отряда киндитов, шедшего на помощь хадрамаутцам. Возможно, что это свидетельство о движении киндитов к Хадрамауту после их разгрома у Мариба. Несколько позже киндиты участвуют в большом сабейском походе в Хадрамаут. Надпись Ирйани 32, в которой содержится рассказ об этом походе, называет ряд пунктов, ставших потом оплотами киндитов в Хадрамауте, в частности Даммун около Тарима (см. также [494, ч. 5, с. 209—215]).
В V в. киндиты участвуют в походах химйаритов во Внутреннюю Аравию и с их помощью восстанавливают там свое царство, вновь объединившее под своей эгидой и кочевников, и оседлое население оазисов, в частности земледельческой Йема-мы. Впрочем, политическая история «нового» киндитского царства показывает, что кочевой элемент играл там преобладающую роль как в общем составе населения, так и в составе правящей группы.
После распада киндитского царства вожди киндитов продолжают играть значительную роль в Йемене. Их глава Йазид б. Кабша был наместником царя Абрахи, т. е. входил в состав йеменской государственной иерархии, и возглавил восстание местной йеменской знати.