Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена».
Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ
Кабаил, оседая на землю и живя среди химйаритов, сохраняют свою племенную структуру, генеалогические связи, обычаи, чувство превосходства над теми, кто к кабаил не относится. Быть членом одного из кабаил становится выгодным и престижным. Старые кабаил становятся полукочевыми и оседлыми, старые шабы включают в себя кочевников, название кабила получают объединения, поглотившие коренных земледельцев (такие, как мазхидж, мурад, кинда) и поглотившие кочевников (например, хашид, бакил, хаулан). В результате многие кабаил включают в себя три категории членов: кочевников, полукочевников "и оседлых (например, хамдан в период исламизации).
Слово ша б в своем старинном значении, в котором оно встречается в Коране, исчезает из употребления. Шабы распадаются, вливаются в кабаил, называются шбаил {кабила). В ходе распада шабов некоторые их члены лишаются защиты общины, именно они и составили со временем категорию земледельцев, прямо зависимых от мелких феодальных владетелей. Оседающие бедуины начинают жить в селениях; часть из них превращается в настоящих землевладельцев-феодалов, другие становятся бесправными земледельцами. В свою очередь, многие исконные земледельцы, не все и не сразу, становятся членами племен-кабаил, принимают их аравийские генеалогии.
Продолжается сближение двух хозяйственно-культурных типов. Побеждает, по существу, оседлое земледелие, но в культурной области и в области социальной процесс идет уже не при химйаритской, а при аравийской доминанте. Главную роль в кабаил играет родовая знать, уходящая корнями в аравийское прошлое. Язык кабаил — арабский — становится постепенно языком всего населения. В X в. употребление диалектов химйаритского языка считается достаточно редким, характерным только для жителей селений, т. е. оседлых земледельцев. Для ал-Хамдани естественным языком представляется арабский, а все остатки прежнего языка воспринимаются им, любителем йеменской старины, лишь как искажения правильного арабского языка (фусха). Таким образом, с кабаил связана арабизация Йемена, так же как и его исламизация.
Многие кабаил (часто полностью оседлые) сохраняют «этику» кочевого мира. Это выражается в победе названия кабила для территориального, по сути, коллектива, в усвоении системы родо-племешшх отношений, принесенной из пустыни, в расцвете принципов кровной мести (еще в 30-х: годах XX в. бушевавшей в селениях Хадрамаута). Это и острое ощущение человеком из кабаил своего превосходства над всеми другими. . В позднее средневековье члены кабаил, или кабили, составляют особый слой в традиционной йеменской социальной иерархии, стоящий выше земледельцев, ремесленников, торговцев и т. д. Обычное право сельских жителей Йемена и сегодня сильно связано с традициями и обычаями кочевого общества, наложенными на исконный субстрат, сохранившийся по большей части в области регулирования отношений, связанных с землей
и водой.
И в середине XX в. земледельцы из кабаил предпочитали сражаться, а не обрабатывать землю, хотя большинство из них ;ак или иначе были вынуждены трудиться на земле. Отношения и между людьми, и между племенами регулируют такие же, как в предисламской Аравии, система «заповедных территорий» (хута, хиджра) и система арбитров (хакамы, мансабы и т. д.). В этих системах принесенный обычай сливается с древней традицией. «Заповедные территории» возникают часто на местах древних святилищ, а их хранителями оказываются потомки древних родов, возможно даже и жреческих.