Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ

Кабаил, оседая на землю и живя среди химйаритов, сохраняют свою племенную структуру, генеалогические связи, обычаи, чувство превосходства над теми, кто к кабаил не относится. Быть чле­ном одного из кабаил становится выгодным и престижным. Старые кабаил становятся полукочевыми и оседлыми, старые шабы включают в себя кочевников, название кабила получают объединения, поглотившие коренных земледельцев   (такие,  как мазхидж, мурад, кинда) и поглотившие кочевников (например, хашид, бакил, хаулан). В результате многие кабаил вклю­чают в себя три категории членов: кочевников, полукочевни­ков "и оседлых (например, хамдан в период исламизации).

Слово   ша б  в  своем  старинном  значении,  в  котором  оно встречается в Коране, исчезает из употребления. Шабы рас­падаются, вливаются в кабаил, называются шбаил  {кабила). В ходе распада шабов некоторые их члены лишаются защиты общины, именно они и составили со временем категорию зем­ледельцев,  прямо  зависимых  от мелких  феодальных владете­лей. Оседающие бедуины начинают жить в селениях; часть из них   превращается   в     настоящих     землевладельцев-феодалов, другие  становятся   бесправными  земледельцами.   В   свою   оче­редь, многие исконные земледельцы, не все и не сразу, стано­вятся  членами  племен-кабаил,   принимают  их  аравийские  ге­неалогии.

Продолжается сближение двух хозяйственно-культурных ти­пов.  Побеждает, по существу,  оседлое земледелие, но в куль­турной области и в области социальной процесс идет уже не при химйаритской, а при аравийской доминанте. Главную роль в кабаил играет родовая знать, уходящая корнями в аравий­ское  прошлое.   Язык  кабаил — арабский — становится    посте­пенно языком всего населения. В X в. употребление диалектов химйаритского  языка  считается  достаточно  редким,  характер­ным только для жителей селений, т. е. оседлых земледельцев. Для   ал-Хамдани   естественным   языком   представляется   араб­ский, а все остатки прежнего языка воспринимаются им, люби­телем  йеменской старины, лишь как искажения    правильного арабского языка   (фусха). Таким образом, с кабаил связана арабизация  Йемена,  так же как  и  его  исламизация.

Многие кабаил  (часто полностью оседлые)  сохраняют «эти­ку» кочевого мира. Это выражается в победе названия кабила для территориального, по сути, коллектива, в усвоении систе­мы родо-племешшх отношений, принесенной из пустыни, в рас­цвете принципов кровной мести (еще в 30-х: годах XX в. буше­вавшей в селениях Хадрамаута). Это и острое ощущение чело­веком  из  кабаил  своего  превосходства  над всеми    другими. . В позднее средневековье члены кабаил, или кабили, составля­ют особый слой в традиционной йеменской социальной иерар­хии,   стоящий  выше  земледельцев,   ремесленников,    торговцев и т. д. Обычное право сельских жителей Йемена и сегодня силь­но связано с традициями и обычаями кочевого общества, нало­женными   на   исконный   субстрат,   сохранившийся   по   большей части в области регулирования отношений, связанных с землей

и водой.

И в середине XX в. земледельцы из кабаил предпочитали сражаться, а не обрабатывать землю, хотя большинство из них ;ак или иначе были вынуждены трудиться на земле. Отноше­ния  и  между людьми,  и между племенами регулируют такие же, как в предисламской Аравии, система «заповедных терри­торий» (хута, хиджра) и система арбитров (хакамы, мансабы и т. д.). В этих системах принесенный обычай сливается с древ­ней традицией. «Заповедные территории» возникают часто на местах древних святилищ, а их хранителями оказываются по­томки древних родов, возможно даже и жреческих.

1234567891011[12]13141516
Оглавление