Южная Аравия
«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена».
Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ
Йазид происходил из семьи, тесно связанной с перипе-тйями кахтанидско-аднанидской борьбы еще в халифате Омайя-дов, где в VII—VIII вв. борьба за власть между различными группировками приняла форму борьбы аднанидов и кахтанидов
(йеменцев).
В начале IX в. наместник Исхак б. Аббас объявил приверженность к химйаритским генеалогиям и похвальбу ими враждебной исламу и его принципам, под страхом казни запрещал похваляться родословиями, восходящими к доисламской древности, называть себя по своим химйаритским корням [52,.
с. 184; 11, с. 32].
«Химйаритский патриотизм» стал одной из идейных основ возвышения в IX в. местной йеменской знати, претендовавшей на химйаритские корни. Многие из них возводили себя к химйаритским азва. Йуфириды, например, считали своими предками кайлей Зу Хивала и Зу Макара [120, с. 165—178; 135, сер.З, с. 2487]. Они и сыновей своих называли именами, созвучными именам кахтанидского предания, вызывающими ассоциации с древностью: Асад (ср. Асад ал-Камил), Саба, Химйар, Ках-тан. Так подкреплялась их политическая тенденция к правлению, независимому от багдадских властей (о разделении жителей Саны X в. на низаритов (аднанидов), к которым примкнули абна, и кахтанидов, которых возглавили бану Шихаб, см. [125, с. 264—265]).
Наиболее яркое воплощение «химйаритский патриотизм» нашел в культурной деятельности йеменцев. Это их усилия вне Йемена по созданию и распространению кахтанидского ис-торико-эпического предания [320, с. 17—34], это политические стихи и элегии собственно йеменцев и кахтанидов (Алкамы б. Зу Джадана, А ши Хамдана, Иазида б. Муфаррига и многих
других).
Особое место занимает творчество ал-Хамдани (ум. в конце 30-х годов X в.), крупнейшего ученого средневекового Йемена, создавшего первые крупные исторические, генеалогические, археологические, географические труды, посвященные Йемену, древнему и средневековому. В своем многотомном «ал-Иклиле» («Венце») он собрал и обработал все, что дошло до его времени из преданий и документов и памятников йеменского прошлого.
В своей деятельности ал-Хамдани был движим чувством патриотизма, стремлением восхвалить Йемен, что якобы вызвало враждебное отношение к нему со стороны зайдитов и даже привело его к тюремному заключению.
Его перу принадлежит касыда «ад-Дамига», восхваляющая йеменцев, одна из серии йеменских касыд, созданных в ответ на «ал-Музаххабу» ал-Кумайт.а, йеменцев поносящую (основные работы о жизни и деятельности ал-Хамдани см. [116; 118; 125 — предисловие в них ал-Аква]).