Южная Аравия




«Истории йеменского народа» в Высшей школе общественных наук в НДРИ, отдельных лекций в университетах Адена, Саны, Багдада, Мосула, Басры, Кувейта. Они были использованы и для написания соответствующих разделов учебного пособия «Краткая история Йемена» (Аден, 1977), подготовленного коллективом авторов, и находящейся в работе многотомной «Истории Йемена». Я пользуюсь случаем выразить признательность моим учителям и коллегам, в первую очередь всем сотрудникам Арабского кабинета и Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, за их постоянное внимание и помощь в моей работе. Я сердечно благодарен моим покойным учителям проф. В. И. Беляеву, чл.кор. АН СССР Н. В. Пигулевской, проф. Халилу Нами (Каир); моим учителям и старшим коллегам А. А. Долининой, П. А. Грязневичу, А. Г. Лундину, А. Б. Халидову, О. Г. Большакову, И. Ш. Шифману, А. М. Беленицкому, Г. М. Бауэру, И. Ф. Фихману, О. Г. Пересыпкину, Ф. М. Ацамба; моим коллегам и товарищам Вл. В. Полосину, В. В. Полосину, С.М.Прозорову, Л. И. Николаевой, А. И. Колесникову, М. А. Родионову, В. В. Наумкину, А. Б. Куделину, Д. В. Фролову; моим зарубежным коллегам проф. Ж. Рикмансу (Лувен), В. Мюллеру (Тюбинген), Р. Сардженту (Оксфорд), А. Бистону (Оксфорд), С. Нойя (Милан), Э. Зерауки (Берлин), X. Прейслеру (Лейпциг), Низару ал-Хадиси (Багдад), Иусуфу Абд Аллаху (Сана), Махмуду ал-Гулу(Ирбид), Абд ал-Азизу ал-Макалиху (Сана), Абд Аллаху Мхейразу (Аден), Умару ал-Джави (Аден), Абд Аллаху ал-Гунайму (Кувейт) и многим другим, кто помогал мне разыскивать и читать источники, с кем не раз обсужда-лись общие и частные вопросы, которым посвящена эта работа.




photos

Глава 4 КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ

   Ал-Мукаррам,   призывая   йеменцев отомстить за своего отца тихамским  Наджахидам, говорит не о войне исмаилитов против   суннитов, но о   войне арабов про­тив  неарабов [52,  с.  256—257].  Был  даже  отдан  приказ  уби­вать в Тихаме всех неарабов, которых должно было, отличать по  неумению  произнести эмфатический з [107,  с.  59].  Против­ники Сулайхидов тоже видели в своих врагах арабов, записы­вая о приходе Сулайхидов: «Арабы вошли в Забид» [52, с. 259]. Ал-Мукаррам первым из йеменских правителей стал величать себя на монетах" азиж ал-араб: «Ал-малик ас-саййид ал-Му-каррам еазим ал-араб султан амир ал-муминин». Новый тип легенды был введен сменившими Сулайхидов Зураидами: «Ав-хад мулук аз-заман малик ал-араб ва-л-Йаман» [107, с. 60]. Все  йеменцы  стали  «арабами»,   а   «хймйариты»   (доисламское название всех  йеменцев)   сохранилось  лишь  как  название од­ного из племен-кабаил.

Однако параллельно, и очень долго, на протяжении всего-средневековья, среди йеменцев сохраняется и старая химйарит-ская традиция — называть арабами бедуинов,, пришлых и своих

кочевников.

Еще в расулидское время источники называют араб кочев­ников внутренних районов, постоянно беспокоивших государ­ство своими набегами [231, с. 41, 43, 44, 52, 114, 130, 131, 151, 162, 168; ср. 319, с. 142]. В расулидское же время, как пред­ставляется, в источниках появляется термин  урбан — так на­зывали кочевников, служивших в царских войсках [231, с. 23; 11, с. 1110]; в период османского завоевания термин урбан по­лучает значение «кочевники внутренних районов» [87а, с.  393;:

876, с. 110а].

В целом же расширение контактов, а затем сближение ко­чевников и оседлых, арабов и химйаритов оказываются важ­ными итогами раннесредневековой истории Йемена.


 

123456789101112131415[16]
Оглавление